Сообщение об ошибке

Deprecated function: The each() function is deprecated. This message will be suppressed on further calls в функции book_prev() (строка 775 в файле /var/www/u0258651/public_html/vylekzhanina/modules/book/book.module).

О роли родителей в занятиях музыкой

«О роли родителей в занятиях музыкой»

Воспитание есть процесс социальный в самом широком смысле. Воспитывает  всё:  люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги.

                                                                                                 А.С. Макаренко

       К сказанному добавлю, что воспитательное воздействие имеет и окружающая среда. Вот поэтому здесь, в  школе искусств, делается много для того, чтобы ребёнку здесь было хорошо и комфортно.

      Как показывает практика, в 1-2-м классе дети ходят в школу искусств с удовольствием. Кризис для детей наступает года через три - четыре. К этому моменту в программе появляются произведения, которые нелегко разобрать, трудно выучить наизусть и ещё труднее  сыграть, то есть исполнить пьесу образно, эмоционально, образно и технично.  Занятий с педагогом уже недостаточно - необходимо усердно упражняться и дома. И повзрослевшие школьники, сознавая, что музыка не будет их профессией, а труда нужно вкладывать много, начинают «бастовать».

  1.    Обучение в школе искусств предъявляет строгие профессиональные требования. Есть требования к гаммам, 2 раза в год на академическом концерте и экзамене ребёнок исполняет наизусть несколько произведений.  Бывает, что  не все это  выдерживают. У одних не хватает времени, у других – просто желания, у третьих - способностей. Несколько слов о способностях. Инструмент у нас «готовый», не требующий дополнительной настройки, как, например, скрипка или гитара. Освоить его может, практически, каждый ребёнок. Здесь идёт речь, прежде всего, о физических возможностях. У музыкантов должны быть, к примеру, хорошая координация движений, психомоторика. Музыкой заниматься не так просто: руки исполнителя двигаются «автономно» друг от друга, да еще нужно одновременно смотреть в ноты, слушать, что играешь, а в идеале - еще и артистически что-то изображать.  С другой стороны, занятия музыкой несомненно развивают умственные способности, мышление, эмоциональную сферу, расширяют кругозор.

      Бывает, что даже очень одаренные дети ленятся заниматься.   Именно родителям нужно постараться с малых лет внушать ребенку, что просто получать удовольствие - не главная задача в жизни. Удовольствие нужно испытывать от труда, от преодоления. Ведь в обучении музыке нужно уметь преодолевать трудности. Можно сказать ребёнку: «Повтори  эту фразу несколько раз, потрудись, и ты увидишь, как твои пальчики начнут легко справляться с задачей. Ты сам почувствуешь, что это приносит радость!»      

     Представление, что преподаватель  должен быть суровым и бить линейкой по рукам за ошибки, устарело. Да, Моцарта заставляли заниматься. Паганини били по рукам и запирали в чулане. Но заставляли-то многих, а знаем мы только Моцарта и Паганини. Родители не должны списывать на психологическую несовместимость с преподавателем  обыкновенную лень ребенка.

      В любом предмете общеобразовательной школы – ребята встречают какие- то трудности, но одолевают их, в общем-то, легко, потому что даже первоклассники знают, что школа для них обязательна. А то, что занятия музыкой для них вовсе не обязательны – это они тоже хорошо понимают. И преодолевать трудности в том деле, которое не обязательно – это для них уже более сложно. Поэтому наша совместная с вами задача, прежде всего, убедить ребёнка в необходимости  того, чем он занимается, с самого первого дня настроить его на работу.

      Ребята представляют учёбу в школе искусств как игру, лёгкую и весёлую. Постановка руки и первоначальные упражнения, например,  дело не такое уж скучное, так  как это первые шаги в освоении инструмента, и они поддержаны большим интересом. Исполнение гамм и арпеджио, может быть,  уже скучнее, так  как надо не только многое знать (например, знаки при ключе), но ещё и мыслить, отсчитывая ступени при исполнении арпеджио и аккордов.  Скучное до того поворотного дня, когда ученик перешагнёт черту, за которой сама работа, само упражнение начинает приносить радость и удовлетворение.

     Но ведь у большинства ребят этот счастливый день наступает не сразу. Не сразу осознают и главное, практически убеждаются в том, что «плод учения сладок». Поначалу, с гораздо меньшим трудом, убеждаются они в том, что «корень учения горек». И до того времени, когда они увидят результаты труда, нужно полнее преодолевать трудности.  В этом и заключается наша с вами первоочередная задача - задача родителей и  преподавателя: учить детей преодолевать трудности.

2. Ещё одна из главных составляющих успеха детей в учебе – внимание родителей.

          Маленькие дети в принципе не могут сами учиться - нужно, чтобы родители контролировали процесс занятий.  После поступления в школу искусств установите для ребенка четкий режим дня. Он должен твердо знать, когда можно погулять, а когда надо сделать домашние задания или сесть за инструмент. Если ребёнок сел за компьютер или устроился перед телевизором смотреть мультики, а вы его заставляете заниматься музыкой, - это, несомненно, вызовет протест. Будьте внимательны к  ребёнку. Старайтесь посещать все концерты, конкурсы или мероприятия, в которых он участвует. Хотя бы изредка, посетите занятие по инструменту. Чтобы ребёнок поверил в себя, чаще хвалите его, отмечайте каждую, пусть маленькую, победу.  Обязательно заглядывайте в дневник. Нередко родители говорят: «Я ничего не понимаю в музыке и ничем не могу помочь». В дневнике педагогом чётко прописано, что необходимо выучить и на что обратить внимание. Пусть ребёнок выполнит конкретное задание, и будет «Молодец»! У нас оценки выставляются по пятибалльной системе.  Не люблю ставить плохие оценки, так как считаю, что ребёнок должен уйти с урока в хорошем, радостном настроении. Если в дневнике появляется знак вопроса, обратите на него внимание. Ругать ребёнка в этом случае не надо. Ещё раз подчеркните: «Постарайся, потрудись, и ты увидишь, как тебе станет легко исполнить ту или иную фразу или пассаж».

Итак, вторая задача родителей – внимание к занятиям музыкой.

    3. Иногда основная причина нежелания заниматься музыкой - загруженность в школе обычной. Дети, разобравшись с объемными домашними заданиями, просто не в силах пойти еще и в «музыкалку». А потом ведь нужно позаниматься дома за инструментом! Желание иметь хоть немного свободного времени - это вполне нормально. Поэтому для занятий музыкой нужно найти мотивацию. Как это сделать?

      Ребенок легче увлечется музыкой, если она звучит в его доме. Наверняка, все вы пели  колыбельные младенцам. Включали тем, кто постарше, детские песенки. Тем, кто уже, хотя бы немного, освоил инструмент, предложите  подобрать на слух одну из ваших любимых песен. Пусть даже это будет одна мелодия без аккомпанемента. Если у вас в семье принято петь, попросите сына или дочь саккомпанировать вашему пению. Те, у кого дома есть интернет, могут помочь ребёнку найти разучиваемое им произведение и послушать его в исполнении профессионалов. Это очень полезно и помогает при разучивании произведения.

     Чаще ходите с детьми на концерты. И не только на выступления знаменитостей…  Дети ведь - «повторюшки»! Если ребенок увидит, что кто-то из сверстников хорошо играет, он, возможно, попытается быть не хуже. Даже если ваш ребёнок не участвует в конкурсе, посетите конкурсное прослушивание. Это очень интересно и полезно.  Организуйте домашние концерты - с афишами, пригласительными билетами, концертными нарядами и, конечно, аплодисментами публики.

Третья составляющая успеха – правильная мотивация.

4. И все-таки «гром грянул»: ребенок заявляет, что в  музыкалку ходить не хочет. Что делать родителям?   Если ребенок проучился по 7-летней программе хотя бы 2-3 года, бросать занятия уже просто глупо!  И тут момент педагогический: надо научить ребенка доводить дело до конца. А то сегодня он музыку бросил и пошел, скажем, на танцы. Потом он и танцы бросит. И институт бросит... Привычка! А вот облегчить страдания юных музыкантов в последние годы учебы можно. Порой достаточным доводом оказывается как раз то, что осталось учиться меньше половины: что ж, мол, зря все эти годы «мучился»? Надо получить результат - диплом!

Таким образом, четвёртая составляющая успеха – умение доводить дело до конца.

5. Педагог, стараясь поддержать интерес к обучению, выбирая новую программу, всегда предлагает на выбор несколько произведений, чтобы ученик смог выбрать то, что понравилось. Сегодня в репертуар вводятся произведения новых, более современных и узнаваемых композиторов. И, конечно же, огромной радостью становятся выступления на сцене, участие в выездных концертах, конкурсах юных исполнителей. Чтобы поддержать интерес, включаю в уроки музыкальные загадки, разгадывание  кроссвордов,  уделяю несколько минут на то, чтобы рассказать ребятам о чём-то интересном, пообщаться на волнующие ребят темы. 

Итак, пятая задача – поддержание интереса к обучению.

Родители и преподаватель - партнёры единомышленники, отсюда вытекает связь: педагог - родители - дети.